17.03.2022
" Волшебный платок Гульменди" (старшая
группа)
Основная образовательная область:познавательная
Интегрированные образовательные
области:
Ø Социально–коммуникативное;
Ø Познавательное;
Ø Художественно – эстетическое;
Ø Физическое развитие;
Ø Речевое развитие.
Цель:
•
Познакомить детей с традиционным
народным промыслом;
•
Дать детям представления об
искусстве элемента дагестанского наряда;
•
Учить детей внимательно
рассматривать элементы росписи;
•
Воспитывать эстетические чувства,
художественный вкус и любовь к народному искусству и к труду мастериц.
Задачи:
•
Формирование у детей эстетического
восприятия к красоте народного
искусства;
•
Ознакомления детей с различными
художественными материалами;
•
Оказание помощи и направления
творчества детей в освоение цветовой палитры, построение композиций,
передача формы и объема предметов, выразительности образцов, выработке умений и
навыков в живописи;
•
Формирование нравственно
– эстетических чувств любви к родному
краю, традициям народного искусства, уважения к труду художников и народных
мастеров.
Образовательные:
•
Знакомить детей с ремеслом и
искусством родного края;
•
Обучение способам художественной деятельности.
• Формировать у детей понятия об
особенностях узора;
• Закреплять умение выполнять
работу, составлять узор на квадрате.
Социально-коммуникативное развитие:
•
Использовать знания о
родном крае в игровой деятельности.
•
Вызывать интерес и
уважительное отношение к культуре и традициям родного края, стремление
сохранять национальные ценности.
Познавательное развитие
•
Приобщать детей к
истории родного края.
•
Формировать
представления о традиционной культуре родного края
Речевое развитие
•
Развивать речь,
мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой
родного края.
Художественно-эстетическоеразвитие:
•
Формировать практические
умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным
декоративно-прикладным видам деятельности.
Физическое развитие:
•
Развивать эмоциональную
свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и
забавы родного края.
Развивающие:
• Развивать интерес к
искусству родного края;
• Развивать творческие способности, фантазию, эстетический
вкус.
Воспитательные:
• Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать
прекрасное;
• Воспитывать детей умению видеть, любоваться и
восхищаться красотой предметов
творчеству родного края.
Материалы и оборудование:
Проектор, слайдовая презентация, платки мастеров селения
Губден, трафарет, х/б платочки без узора, краска «Гуаш», силиконовые шпателя, салфетки.
Предварительная работа:
Просмотр видеофильма «Губденские платки» видеообращениемастерицыЗулхужат.
знакомство с народными играми.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Орг. момент
Дети заходят в группу, становятся возле воспитателя.
Приветствие.
Возьмемся за руки, друзья!
Друг другу улыбнемся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: "Здравствуй, солнце! "
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, матушка- земля!
Здравствуй,ты,и здравствуй,Я!
Здравствуйте уважаемые гости.Ребята поздоровайтесь с
гостями.
Восп: А давайте дети познакомимся - Я Мадина Исаевна, воспитательница «Детского сада Радуга».
Приехала я к вам из Первомайска.
Восп: В каком селе вы
живете дети? (отв. дет) Башлыкент.
Восп: В каком районе
находятся эти села? (отв. дет) в Каякентском
районе.
Восп: А вы знаете ребята какие нации живут в нашем районе? (отв.
дет) кумыки, даргинцы.
Восп: Мы все жители Каякентсткого района, жили и живем дружно.
Восп: А в какой Республике мы с вами живем?(отв. дет) Правильно
в Республике Дагестан.В Дагестане живут более наций кумыки, аварцы,
даргинцы,лакцы,лезгины, табасаранцы.....
Восп: В какой стране находится Дагестан (отв. дет) в России.
Восп: Живут в России очень много национальностей и у каждого
свои традиции,обычаи, ремесла и культура. Мы Россияне мы часть единой и
неисчерпаемой Российской культуры и в тоже время мы Дагестанцы, представители
той или иной народности района и села.
Народы как одна семья
Хотя язык их разный
Все дочери и сыновья
Своей страны прекрасной
И Родина у всех
одна
Привет тебе и слава
Непобедимая страна
Российская держава.
Восп: Давайте вспомним ребята какими ремеслами славится наш
Дагестан? (отв дет) Восп: Славится наш Дагестан такими ремеслами как художественная
обработка металла, ковроделие, гончарное производства, а еще Дагестан славится
Губденскими платками.Платок является одним из национальной одежды, который
является символом красоты,скромности и чести.И славится он во всем мире.Сегодня
на нашем занятии речь пойдет о не простом платке, а о платке изготовление,
которого сохраняется столетиями - это платок
гульменди.Изготавливают его мастерицы с.ГубденКарабудахкентского района.
Восп: Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков.
Слава о губденских платках разлеталась далеко по
свету. Каждый платок не похож на другой, все они неповторимые,
разные. Женщины дагестана особенно ценят и берегут платок, передавая его из
поколения в поколение.
( воспитатель достает платки из сундука)
стих
Как Дагестанские великие просторы,
Необратим по красоте своей платок,
На нем начертаны губденские узоры,
Ее живительный и благодатный ток.
Рассматривание платков.
Восп: А для чего нужны
были платки? (согреться или наоборот спрятаться от солнца,
почувствоватькомфорт и уют, быть красивой).
Восп: Какие элементы вы видите на платках? (веточки, цветы, листья).
Восп: Какого цвета листья, веточки, цветы? (ответы детей) раскрываем платок. Восп:
Середина платка может быть
пустой и может заполняться редкими мелкими цветочками.Цвет фона у платка
может быть разный: зеленый, синий, красный, белый и других цветов.
Восп: Какую форму имеет платок? (квадратный).
Красота родной природы перенеслась
на шелковое полотно платка, которое завершается кистями или
бахромой.
Восп: Узор наносили натуральными красками, которые делали из растительных
продуктов,таких как барбарис, грецкий орех, шиповник.Сложное и трудоемкое это
дело делают ее лишь настоящие
мастера.Гульменди пользуется спросом и за пределами Республики Дагестан.
(Звук что пришло сообщение)
Внимание на экран. (обращение к детям мастерицы Зулхужат )
Восп: Давайте дети
попробуем выполнить просьбу
мастерицы Зулхужат.А для этого нам с
вами надо пройти в мастерскую. Пройдите
дети за ваши рабочие места,садитесь, засучите
рукава, выпрямите спинки.
Восп: На столах у вас есть краски, трафарет, шпатель и платок.
Приступим к нанесению узора на платок. И
так как этот платок мы будем дарить нашим мамам, чтоб он получился красивым,
вам надо внимательно меня слушать.(идет
объяснение)
Восп: Ребята, посмотрите, у нас на столах лежат платочки
без узора, где лежат краски, трафареты, шпатели.А теперь мы с вами приступим к
нанесению узора на платок.Будьте внимательны. Начинаем наносить узор на верхнюю
часть платка, после нанесем узор с левой стороны, далее с правом стороны и
завершаем узор с нижней части. Пока наши узоры на платках подсыхают, давайте мы
с вами поиграем.
Игра "Платочек" (Объяснение, повтор 2-3 раза).
А теперь мы возвращаемся в мастерскую.
Восп: Давайте посмотрим, какие же платочки получились для
наших мам.(идет обсуждение)
Восп: Давайте вспомним, как надевают платок (треугольник).
Итог занятия :
Восп: Как вы думаете, как живут жители
Дагестана?
Восп: Какими ремеслами занимаются в
Дагестане?
Восп: С какими платками мы
сегодня познакомились?
Восп: Где
производят губденские платки?
Восп: Какой орнамент ( рисунок)
на платках?
Восп: Платок символ чего дети?
Спасибо за занятие!