"Волшебный платок Гульменди"

17.03.2022

Педагогическая находка

" Волшебный платок Гульменди" (старшая группа)

 

Основная образовательная область:познавательная

Интегрированные образовательные области:

Ø Социально–коммуникативное;

Ø Познавательное;

Ø Художественно – эстетическое;

Ø Физическое развитие;

Ø Речевое развитие.

Цель:

      Познакомить детей с традиционным народным промыслом;

      Дать детям представления об искусстве элемента дагестанского наряда;

      Учить детей внимательно рассматривать элементы росписи;

      Воспитывать эстетические чувства, художественный вкус и любовь к народному искусству и к труду мастериц.

Задачи:

      Формирование у детей эстетического восприятия  к красоте народного искусства;

      Ознакомления детей с различными художественными материалами;

      Оказание помощи и направления творчества детей в освоение цветовой палитры, построение композиций, передача формы и объема предметов, выразительности образцов, выработке умений и навыков в живописи;

      Формирование нравственно – эстетических чувств  любви к родному краю, традициям народного искусства, уважения к труду художников и народных мастеров.

 

Образовательные:

   Знакомить детей с ремеслом и искусством родного края;

   Обучение способам художественной деятельности.

• Формировать у детей понятия об особенностях узора;

• Закреплять умение выполнять работу, составлять узор на квадрате.

 

Социально-коммуникативное развитие:

      Использовать знания о родном крае в игровой деятельности.

      Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям родного края, стремление сохранять национальные ценности.

 

Познавательное развитие

      Приобщать детей к истории родного края.

      Формировать представления о традиционной культуре родного края

 

Речевое развитие

      Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой родного  края.

 

 

 

Художественно-эстетическоеразвитие:

      Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

 

Физическое развитие:

      Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы родного края.

 

Развивающие:

• Развивать интерес к  искусству родного края;

• Развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус.

 

Воспитательные:

• Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное;

• Воспитывать детей умению видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов  творчеству родного края.

 

Материалы и оборудование:

Проектор, слайдовая презентация, платки мастеров селения Губден, трафарет, х/б платочки без узора, краска «Гуаш», силиконовые шпателя, салфетки.

 

Предварительная работа:

Просмотр видеофильма «Губденские платки»  видеообращениемастерицыЗулхужат.

знакомство с народными играми.

 

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. Орг. момент

Дети заходят в группу, становятся возле воспитателя.

Приветствие.

Дружба начинается с улыбки "Хочу такой сайт

Возьмемся за руки, друзья!

Друг другу улыбнемся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: "Здравствуй, солнце! "

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, матушка- земля!

Здравствуй,ты,и здравствуй,Я!

Здравствуйте уважаемые гости.Ребята поздоровайтесь с гостями.

 

Восп: А давайте дети познакомимся - Я Мадина Исаевна,  воспитательница «Детского сада Радуга». Приехала я к вам из Первомайска.

Восп: В  каком селе вы живете дети? (отв. дет) Башлыкент.

Восп: В  каком районе находятся эти села? (отв. дет)  в Каякентском районе.

Восп: А вы знаете ребята какие нации живут в нашем районе? (отв. дет) кумыки,  даргинцы.

Восп: Мы все жители Каякентсткого района, жили и живем дружно.

Восп: А в какой Республике мы с вами живем?(отв. дет) Правильно в Республике Дагестан.В Дагестане живут более наций кумыки, аварцы, даргинцы,лакцы,лезгины, табасаранцы.....

Восп: В какой стране находится Дагестан (отв. дет) в России.

Восп: Живут в России очень много национальностей и у каждого свои традиции,обычаи, ремесла и культура. Мы Россияне мы часть единой и неисчерпаемой Российской культуры и в тоже время мы Дагестанцы, представители той или иной народности района и села.

Народы как одна семья

Хотя язык их разный

Все дочери и сыновья

Своей страны прекрасной

И Родина  у всех одна

Привет тебе и слава

Непобедимая страна

Российская держава.

 

Восп: Давайте вспомним ребята какими ремеслами славится наш Дагестан? (отв дет)  Восп: Славится наш Дагестан такими ремеслами как художественная обработка металла, ковроделие, гончарное производства, а еще Дагестан славится Губденскими платками.Платок является одним из национальной одежды, который является символом красоты,скромности и чести.И славится он во всем мире.Сегодня на нашем занятии речь пойдет о не простом платке, а о платке изготовление, которого  сохраняется  столетиями - это платок гульменди.Изготавливают его мастерицы с.ГубденКарабудахкентского района.

Восп: Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Слава о губденских  платках разлеталась далеко по свету. Каждый платок не похож на другой, все они неповторимые, разные. Женщины дагестана  особенно ценят  и берегут  платок, передавая его из поколения в поколение. 

( воспитатель достает платки из сундука)

стих

Как Дагестанские великие просторы,

Необратим по красоте своей платок,

На нем начертаны губденские узоры,

Ее живительный и благодатный ток.

 

 Рассматривание платков.

Восп:  А для чего нужны были платки? (согреться или наоборот спрятаться от солнца, почувствоватькомфорт и уют, быть красивой).

Восп: Какие элементы вы видите на платках? (веточки, цветы, листья).

Восп: Какого цвета листья, веточки, цветы? (ответы детей) раскрываем платок.  Восп: Середина платка  может  быть пустой и может   заполняться редкими   мелкими цветочками.Цвет фона у платка может быть разный: зеленый, синий, красный, белый и других цветов.

Восп: Какую форму имеет платок? (квадратный).

Красота родной природы перенеслась на шелковое полотно платка, которое завершается кистями или бахромой. 

 

Восп: Узор наносили натуральными  красками, которые делали из растительных продуктов,таких как барбарис, грецкий орех, шиповник.Сложное и трудоемкое это дело  делают ее лишь настоящие мастера.Гульменди пользуется спросом и за пределами Республики Дагестан.

(Звук что пришло  сообщение)

Внимание на экран.  (обращение к детям мастерицы Зулхужат )

Восп: Давайте дети  попробуем выполнить  просьбу мастерицы Зулхужат.А для этого  нам с вами надо пройти в мастерскую.  Пройдите дети за ваши рабочие места,садитесь, засучите   рукава, выпрямите спинки.

Восп: На столах у вас есть краски, трафарет, шпатель и платок. Приступим  к нанесению узора на платок. И так как этот платок мы будем дарить нашим мамам, чтоб он получился красивым, вам надо внимательно меня слушать.(идет  объяснение)

Восп: Ребята, посмотрите, у нас на столах лежат платочки без узора, где лежат краски, трафареты, шпатели.А теперь мы с вами приступим к нанесению узора на платок.Будьте внимательны. Начинаем наносить узор на верхнюю часть платка, после нанесем узор с левой стороны, далее с правом стороны и завершаем узор с нижней части. Пока наши узоры на платках подсыхают, давайте мы с вами поиграем.

Игра "Платочек"  (Объяснение, повтор 2-3 раза).

       А теперь мы возвращаемся в мастерскую.

Восп: Давайте посмотрим, какие же платочки получились для наших мам.(идет обсуждение)

Восп: Давайте вспомним, как надевают  платок (треугольник).

 

Итог занятия :

Восп: Как вы думаете, как живут жители Дагестана?

Восп: Какими ремеслами занимаются в Дагестане?

Восп: С какими платками мы сегодня познакомились?

Восп: Где производят губденские  платки?

Восп: Какой орнамент ( рисунок) на платках?

Восп: Платок символ чего дети?

 

Спасибо за занятие!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».